Информация о штрафах за отсутствие тахографов

Установка тахографов «под ключ»

Внимание, штрафы за отсутствие тахографов на автотранспорте в России будут введены уже с 1 апреля 2014 года!

На данный момент тахографы должны быть установлены на транспортных средствах категорий N2, N3 (грузовики свыше 3,5 тонн), M2, M3 (автобусы, с числом посадочных мест более 8, не включая водителя), находящиеся в эксплуатации, и осуществляющие коммерческие перевозки грузов и пассажиров по территории Российской Федерации. Исключение: транспортные средства M2, M3 осуществляющие регулярные (имеющие номер маршрута) городские и пригородные перевозки пассажиров и багажа.

Устанавливать положено два типа цифровых тахографов. Первый — это цифровые тахографы, имеющие Международный сертификат соответствия и удовлетворяющие требованиям ЕСТР (Европейские тахографы, предустановлены на большинстве европейских автомобилей). Второй тип — это цифровые тахографы, имеющие в своем составе блок криптозащиты — СКЗИ. Какой их этих двух типов установить, решает собственник транспортного средства. Разрешены оба типа для перевозок на территории РФ. Второй тип тахографов запрещен для эксплуатации при международных перевозках. Тахограф с СКЗИ в 1,5 – 2 раза дороже, чем тахограф, соответствующий ЕСТР, как при первичной покупке, так и в дальнейшей эксплуатации.

Разрешено использование уже установленных тахографов, если они исправны, откалиброваны и имеют поверку (в предусмотренных случаях). В соответствии с Порядком оснащения транспортных средств тахографами:

  • автобусов категорий М2 и M3, используемых для перевозки пассажиров до 1 апреля 2014 г.;
  • транспортных средств категорий N2, N3, используемых для перевозки опасных грузов до 1 апреля 2014 г.;
  • транспортных средств категории N3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок до 1 апреля 2014 г.;
  • транспортных средств категории N3 (за исключением транспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных перевозок), используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным до 1 сентября 2014 г;
  • транспортных средств категории N2, используемых для перевозки грузов, не относящихся к опасным до 1 апреля 2015 г.;
  • транспортных средств, осуществляющих внутрироссийские перевозки, не имеющих карточку допуска на автотранспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров, оснащенных тахографами, отвечающими требованиям ЕСТР или требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств № 720, мастерскими или снабженных контрольными устройствами, установленными на транспортные средства до 1 января 2014г.
  • предприятиями-изготовителями транспортных средств до 1 января 2016г.

Обоснование

На территории России основным регламентирующим наличие тахографа на колесном транспорте документом является Федеральный закон №196 «О безопасности дорожного движения» с внесенными изменениями от 14.06.12 г. В частности суть этого документа сводится к следующему: все юридические лица и частные предприниматели, использующие автомобильный транспорт, обязаны с 1 апреля 2013 года установить на них цифровые тахографы (устройства контроля режима труда и отдыха). Установленные до 1 апреля 2013 года аналоговые (с бумажной «шайбой») тахографы, закон демонтировать или менять на цифровые не обязывает. Также, ФЗ-№78 (статья 7) вносит изменения в Административный кодекс (статья 11.23), т.е. назначает наказание за:

  • отсутствие (а равно за неисправный или наличие неустановленного образца) тахографа на автомобиле или автобусе в размере от 1000 руб. до 3000 руб. на водителя, или на должностных лиц от 5000 руб. до 10000 руб.;
  • нарушение водителем режима труда и отдыха в размере от 1000 руб. до 3000 руб. на водителя.

Но необходимо отметить, что действие статьи 11.23 Административного кодекса РФ приостановлено, и вновь вступит в силу с 01 апреля 2014 года (ФЗ 193 от 23.07.2013 г).

Также в пункте 7.4 «Перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей» сказано, что за неисправный тахограф грозит запрет (снятие гос. номера) на эксплуатацию транспортного средства, а для транспорта, перевозящего опасные грузы - помещение на штрафстоянку (ст 27.13 Административного Кодекса РФ).

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что тахограф в России на колесном транспорте с 1 апреля 2013 года должен быть установлен.

Регламентирующими документами по вопросам установки тахографов с 1 апреля 2013 года являются следующие законодательные акты: Постановление правительства РФ № 922 от 3 августа 1996 года, Постановление правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 года (Технический регламент) и Приказ Министерства транспорта №36 от 13 февраля 2013 года (также есть Порядок оснащения тахографами, в действующей редакции он ясности не вносит, а вот Проект нового Порядка оснащения тахографами, уже совсем другое дело, но пока еще это только проект). И здесь начинается некоторое недопонимание. 

В Постановлении правительства №922 от 03.08.96 четко регламентируется: нужно ставить тахографы, удовлетворяющие требованиям ЕСТР, т.е. имеющие международный сертификат, на междугородние автобусы с числом мест более 20 и грузовые автомобили максимальной массой свыше 15 тонн (практически вся колесная техника импортного производства уже оборудована этими тахографами).

В Постановлении правительства № 720 от 10.09.09 (которое по существу является Техническим регламентом) появляются дополнительные требования к тахографам, о которых уже говорилось в Постановлении правительства № 922 (тахографы, удовлетворяющие требованиям ЕСТР, т.к. ПП№922 никто не отменял, и оно действует на настоящий момент), такие, как наличие у этих тахографов Сертификата соответствия Техническому регламенту безопасности колесных транспортных средств. Также данный документ определяет типы транспортных средств, на которые необходимо устанавливать тахографы - это транспортные средства категорий M2, M3, N2 и N3 (транспортные средства для перевозки грузов максимальной массой свыше 3,5 тонн и пассажиров с количеством посадочных мест свыше 8, без учета водительского). Для оснащения указанных типов транспортных средств тахографами, согласно ПП № 720, они (т/с) должны осуществлять коммерческие перевозки. Особое внимание необходимо обратить на то, что ПП № 720 не допускает наличие каких-то других тахографов (российского, китайского, корейского, израильского и др. производства), а всего лишь дополняет требования к уже разрешенным ПП № 922 тахографам соответствующим требованиям ЕСТР.

В Приказе Минтранса №36 от 13.02.13 предлагается следующее: устанавливать тахографы со встроенным в него блоком фискальной памяти СКЗИ, при этом все установленные до 01.04.13г. тахографы подлежат замене после окончания срока калибровки, на транспортные средства категорий N2, N3 (грузовики), M2, M3 (автобусы), исключением является транспорт категорий M2, M3, осуществляющий перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщениях на РЕГУЛЯРНОЙ основе (здесь установка тахографа не предусматривается), а также все категории транспорта, имеющие лицензию на международные перевозки (здесь опять действуют требования ЕСТР и все понятно). Также отметим, что этим же приказом обязывается замена блока СКЗИ каждые три года, с последующим его хранением в течение 1 года, что повлечет за собой дополнительные существенные расходы владельцев транспорта.

В связи с тем, что ПМТ № 36 противоречит по многим пунктам ПП № 922 (в том числе и ПП № 720), необходимо понимать, что по своему правовому статусу Постановление правительства №922 находится выше, и приказом Минтранса невозможно отменить Постановление правительства. Поэтому получается коллизия в сфере регулирования ТРЕБОВАНИЙ к тахографу (не путать с наличием тахографа) — на сегодняшний день действуют два противоречащих друг другу законодательных акта.

Решение сложившейся проблемы:

Предположительно Приказ № 36 либо будет отменен, либо основательно изменен в ближайшее время. Но до и после этого момента ШТРАФОВАТЬ за отсутствие тахографа и нарушение режима труда и отдыха БУДУТ (это регламентирует ФЗ №78). Временная приостановка административной ответственности по ст. 11.23 Административного кодекса РФ, это всего лишь небольшая отсрочка, но никак не шаг к отмене тахографов в России. И этой отсрочкой лучше воспользоваться сейчас.

При наличии тахографа необходимо в ближайшее время произвести его ремонт и калибровку. При отсутствии — установить, причем имеющий МЕЖДУНАРОДНЫЙ сертификат и одобрение типа. На автомобили выпуска или впервые зарегистрированные на территории РФ до 16 июня 2010 года можно устанавливать аналоговые или цифровые тахографы на собственное усмотрение. На автомобили, выпущенные или впервые зарегистрированные на территории РФ после 16 июня 2010 года, необходимо устанавливать ТОЛЬКО цифровые тахографы. В случае если Приказ № 36 не отменят, то на все автомобили с ранее установленными тахографами (имеющими международный сертификат) можно будет получить международную лицензию (в настоящее время очень упрощен механизм получения лицензии) и в этом случае беспрепятственно продолжать эксплуатацию этих тахографов. Также в случае коренных изменений Приказа № 36, при которых останутся требования наличия в тахографах блока криптозащиты СКЗИ, необходимо понимать, что стоимость таких тахографов выше на 15–20 тыс. рублей (по данным производителей этих тахографов).

С контрольными устройствами отечественного производства такой номер не пройдет. С выходом Приказа №36 данные устройства (которые еще называют «отечественными тахографами») вообще запрещены к использованию (в них нет СКЗИ по Приказу №36 и нет международного сертификата по Постановлению правительства №922), как без международной лицензии, так и с ней. Отметим, что данные устройства не имеют одобрения типа, что также запрещает их использование на транспорте. Поэтому при выборе тахографа следует обращать внимание на возможность их соответствия хотя бы одному из законодательных актов: Приказа №36 или Постановления правительства №922.

Все тахографы, представленные на этом сайте, имеют международный сертификат соответствия и соответствуют требованиям ЕСТР.

Напоминаем, что компетентным органом в вопросах использования, установки и обслуживания тахографов на территории Российской Федерации является Минтранс России, который в свою очередь, в связи с особенностью законодательной базы, делегировал свои полномочия по этому вопросу ФБУ «Агентство автомобильного транспорта «Росавтотранс».

Обращаем Ваше внимание на то, что режим труда и отдыха водителя автомобиля регламентирует Приказ Минтранса № 15 от 20.08.2004 года. Также необходимо помнить о ежегодном приказе Минэкономразвития, благодаря которому затраты на установку тахографа можно компенсировать за счет социального налога.

Европейский Союз

В Европе все просто. Для всех коммерческих автомобилей, которые пытаются пересечь границу Евросоюза, наличие и использование тахографа обязательно. Автомобили, поставленные на учет в стране приписки после 16 июня 2011 года обязаны быть оснащены цифровым тахографом. У водителя автомобиля, который пересекает границу Евросоюза и оснащенном аналоговым тахографом должны быть при себе «шайбы» за последние 7 суток, а также «шайба» в тахографе. Если же при тех же условиях автомобиль оборудован цифровым тахографом, то водитель должен иметь электронную карту водителя, установленную в тахограф, с которой один раз в 29 дней должна сниматься информация. С цифрового тахографа информация снимается один раз в 90 дней. Вся снимаемая информация с цифровых тахографов должна храниться в течении 5 лет в компании, которой принадлежит автомобиль.