Частые вопросы о тахографах

Установка тахографов «под ключ»

Что такое тахограф?

Тахограф — это специализированное бортовое устройство, которое предназначено для непрерывного измерения и регистрации режимов работы водителей, а также скорости движения автомобиля и его пробега. Все измерения данного устройства ведутся в автоматическом режиме и реальном времени. Согласно официальному Постановлению Правительства РФ, утвердившим Технический регламент «О безопасности колёсных транспортных средств» (п. 8(1), все автобусы и грузовые транспортные средства, осуществляющие коммерческие перевозки, обязаны быть оснащены тахографом. А со следующего года вообще все (а не только коммерческие) грузовики, автобусы и легковые такси должны иметь в своем составе это бортовое устройство (ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Приказ Минтранса РФ от 14.12.11г. №319 говорит о том, что установкой тахографов на автомобили должны заниматься специализированные сервисные центры (мастерские), прошедшие процедуру допуска. Перечень этих сервисных центров подписан заместителем министра транспорта, а процедуру допуска эти мастерские проходили именно в области тахографии.

Можно ли «обмануть» тахограф?

Любое непосредственное вмешательство или неверно введенные данные автоматически регистрируются в памяти прибора. Это, в свою очередь, достаточно легко обнаружить при любой официальной проверке. Все незаконные или неверные манипуляции с тахографом влекут за собой довольно серьезные штрафы, особенно на территории Европейского Союза. Например, в Испании, сумма штрафа за попытку «ввести в заблуждение» прибор или введение неверных данных может варьироваться в размере от 400 евро до 6000 евро.

Поменяется ли рынок перевозок?

Безусловно, реализация обязательств России перед международным сообществом, в частности, по оборудованию российского парка машин техническими средствами по контролю за соблюдением режимов труда водителей неминуемо приведёт к повышению роста тарифов на проезд и перевозку. В этом плане следует предостеречь местные органы власти от искусственного сдерживания тарифов — за семь лет (срок отведенный ВТО России для адаптации в транспортной отрасли) они должны сравняться со средними общеевропейскими — сдерживание роста цен не отражает интересов государства по вопросам социальной защищенности граждан и безопасности дорожного движения. Рост тарифов наряду с увеличением уровня тахографии неминуемо создаст серьезные гарантии для водителей ТС в вопросах организации нормальных условий труда, приведет к повышению доходов водителей, привлечёт в отрасль российских граждан и исключит потребность отрасли в привлечении иностранной рабочей силы, готовых работать на полурабских правах по 16-18 часов каждый день и создающих тем самым угрозу безопасности жизни и здоровья граждан. Действующие транспортные компании вынуждены будут перестроиться и адаптироваться к новым условиям или уйти с рынка, уступив его более добросовестным субъектам предпринимательской деятельности. Кроме того, тахография — это не убытки для предприятий, а нормальный процесс. При правильной организации работы транспортников с парком машин, на которых была проведена установка тахографов, возможна самоокупаемость затрат за 4-6 месяцев с последующим извлечением прибыли и тому уже есть подтверждения.

Могут ли системы GPS или ГЛОНАСС заменить тахограф?

Нет! Принципы работы систем навигации и тахографии различны. Тахографы регистрируют данные в посекундном диапазоне. Они объективны и имеют юридически значимую силу. Системы GPS и ГЛОНАСС создавались для удобства работы и перевозчиков, а не для официальной отчетности. Эти приборы позволяют предприятиям-работодателям следить за своим транспортом и принимать меры для совершенствования своей работы.

Какие существуют группы автомобилей, имеющих особенности в установке и использовании тахографов?

Кроме автомобилей, перевозящих опасные грузы, существует ещё одна особая группа ТС, имеющих существенные конструктивные особенности для установок тахографов — это так называемые «лимузины», машины, которые в базовой версии относились к категории «В». В результате конструктивных преобразований они стали автобусами и теперь требуют применения дополнительных устройств (преобразователей), разрешенных до 2013 г. Не следует забывать и о машинах силовых структур, в них должны применяться тахографы со светомаскирующими функциями (подсветка тахографа не горит в тёмной кабине).

Распространяются ли требования по установке тахографов для перевозки пассажиров и грузов на подведомственный транспорт МО РФ, МВД, МЧС? Какие нормативные документы это контролируют?

Согласно требованиям ЕСТР, на машине, осуществляющей международную перевозку, должна быть оборудована тахографом, так как независимо от того, военная она или гражданская, она одинаково опасна для других участников дорожного движения, а уставший водитель (солдат он или гражданский) одинаково притупляет контроль за средством повышенной опасности. В российском же законодательстве речь идёт об оборудовании тахографами коммерческих машин, однако в требованиях о порядке проведения технического осмотра написано, что на автомобилях категорий М2, М3 и N2, N3 должно проверяться наличие тахографов и их работоспособность (раздел прочие элементы конструкции). Военный ведомственный транспорт обязательно должен быть оборудован тахографом, однако ответственность по контролю за этим лежит на структурах, проводящих технический осмотр этого транспорта и ВАИ, контролирующих тех. состояние ТС, а также внутренних ведомственных регламентах. При пересечении гос. границы ведомственный транспорт МО РФ контролируется в пунктах пропуска через неё, проверяющими структурами (т.е. Ространснадзором). Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (с изменениями, вступающими в силу с 2013 г.) все транспортные средства, осуществляющие свою деятельность по путевому листу, независимо от характера поездки (комерческая или собственные нужды), протяжённости маршрута (междугородняя или внутримуниципальная) и принадлежности ТС (частная фирма или силовая структура — в этом случае применяются тахографы со светомаскирующими функциями, без подсветки в кабине) грузовик, автобус и легковое такси должно быть оборудовано тахографом. А с апреля за невыполнение этих требований возможно применение штрафов.

Какой тахограф должен быть установлен на транспортное средство, попадающее под действие лицензии?

Национальный стандарт ГОСТ Р 53831-2010 «Автомобильные транспортные средства. Тахографы. «Технические требования к установке» говорит о возможности установки тахографов как аналогового, так и цифрового формата, только к установке цифрового тахографа предъявляются дополнительные требования. Кроме того, с 2015 г. вступает в силу межгосударственный технический регламент о безопасности колесных ТС в рамках Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан), за основу которого, в части требований к тахографам, был взят уже указанный  российский ГОСТ, а контекст этого международного документа говорит о том, что тахограф должен иметь европейское одобрение. Получается, если внутрироссийский перевозчик хочет результат в короткий период времени (1-1,5 года), он может ставить что угодно (хоть магнитолу с надписью контрольное устройство), к 15 году он поменяет эту «магнитолу» на тахограф, имеющий европейское одобрение. Если потребитель захочет поработать после 15 года, то он должен устанавливать европейский тахограф — его тогда точно не снимут.

В любом случае, обоснованность установки той или иной модели тахографа — это работа сервисного центра. Перевозчик в этом случае не обязан знать всех тонкостей, он должен обратиться в допущенный сервисный центр, который установит ему тахограф (предложит варианты установок) и обоснует законность и правильность подобранных решений. С гос.органами уже должен разбираться не перевозчик, а сервисный центр.